Порядок обжалования блокировки регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных регулируется ст. 201.16 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ). Решение об отказе в регистрации налоговой накладной (далее- НН)/расчета корректировки (далее - РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
Какова процедура обжалования блокировки регистрации налоговых накладных/расчета корректировки?
Административный порядок предусматривает подачу жалобы в ГФС Украины (Государственная фискальная служба) на решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных, в то время, как судебное обжалование предусматривает обращение в соответствующий суд с исковым заявлением.
Акцентируем внимание налогоплательщиков, что положения ст. 201.16 НКУ предусматривают определенные обязательные действия налогоплательщика, которые необходимо сделать до того, как обращаться с жалобой в административном или с иском в судебном порядке.
Налоговый кодекс отмечает, что налогоплательщик получает электронную квитанцию с налогового органа в случае остановки (блокировки) регистрации налоговой накладной. В квитанции указывается предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений и/или копий документов (по исчерпывающим перечнем), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (п. В ст.201.16.1 НКУ) .
Письменные документы и/или объяснения могут быть поданы налогоплательщиком в контролирующий орган по месту регистрации налогоплательщика в течение 365 дней, а налоговый орган передает их самостоятельно в комиссию ГФС. Налоговый кодекс и Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС Украины) не содержит положений, позволяющих налогоплательщику начать процедуру административного или судебного обжалования без представления соответствующих объяснений в контролирующий орган в соответствии со ст. 201.16.1 и 201.16.2 НК Украины. Административные жалобы и судебные иски, по нашему мнению, будут возвращаться плательщику налогов с указанием о том, что отсутствует предмет спора и не соблюдена полная процедура обжалования. Поэтому, налогоплательщику необходимо представить объяснения и дополнительные документы в контролирующий орган, в случае выявления им желания, осуществить процедуру административного или судебного обжалования действий налогового органа по блокированию/отказе в регистрации налоговой накладной. После подачи пояснений и дополнительных документов, комиссия ГФС выносит решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, которое уже можно обжаловать.
По желанию налогоплательщика, решение комиссии ГФС можно обжаловать:
• или в административном порядке - в ГФС Украины
• или в судебном порядке.
Какие преимущества административного обжалования?
Преимуществом административного обжалования решения об отказе в регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных/расчета корректировки к ГФС Украины является его бесплатность. Жалобщику не нужно платить судебный сбор за подачу такой жалобы. Но количество положительно удовлетворенных жалоб в ГФС Украины остается не большой. Поэтому, как правило, после административного обжалования, жалобщики обращаются в суд с исковым заявлением.
Какое процессуальное законодательство применяется к спорным правоотношениям?
Процессуальное законодательство, которое подлежит применению при решении спора с налоговыми органами относительно решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, - является Кодекс административного судопроизводства Украины.
Какая подсудность судебных споров по отказу налоговых органов в регистрации налоговых накладных?
Споры относительно обжалования (блокировка) отказа в регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных подсудимые окружным административным судам по месту нахождения истца или месту нахождения ответчика (ч.1 и 2 ст. 19 КАС Украины). Право выбора подсудности определяет истец. Так, если истец-юридическое лицо находится в Шевченковском районе г. Киев, то дело подсудно Окружном административном суда. Киева.
Как правильно сформировать исковые требования при обжаловании решения об отказе в регистрации налоговых накладных?
При формулировке исковых требований при обжаловании отказа (блокировка) в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных необходимо обратить внимание на положение ч. 2 ст. 162 КАС Украины, которая отмечает, что в случае удовлетворения административного иска суд может принять постановление о:
1) признание противоправными решения субъекта властных полномочий или отдельных его положений, действий или бездействия и об отмене или признании недействительным решения или отдельных его положений, о повороте исполнения этого решения или отдельных его положений с указанием способа его осуществления;
2) обязательства ответчика совершить определенные действия;
3) обязательства ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
4) взыскание с ответчика средств. Суд может принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защита прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий. Как отмечалось выше, обжалованию подлежит не блокирование регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (квитанция), которая направляется налогоплательщику в соответствии с п. 201.16.1 НК Украины, а решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки или Решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.
Так, истец может объединить несколько исковых требований в одном исковом заявлении. Если истец обжаловал в ГФС Украины решение налоговой о (блокировка) отказ регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (административное обжалование, предшествующий судебному обжалованию), то просительная часть исковых требований может выглядеть следующим образом:
1. Признать решение налогового органа (ГФС) об отказе в регистрации налоговой накладной противоправным и отменить его.
2. Обязать налоговый орган (ГФС) осуществить действия по регистрации (зарегистрировать) налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.
Судебный сбор уплачивается за каждое исковое требование отдельно в размере одного прожиточного минимума на одного трудоспособного человека, по состоянию на 1 января текущего года (сейчас составляет 1600 гривен). Так, если судебный сбор за одно исковое требование составляет 1600 гривен, то за два исковых требования 1600 * 2 = 3200 гривен. Отдельной исковым требованием следует отметить: 3. Судебные издержки возложить на ответчика. За такое исковое требование, как правило, судебный сбор не уплачивается.
Что делать, если налоговая (ГФС) не принимает решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки?
Согласно п. 201.16.3 НК Украины, решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных принимается и направляется налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов. В свою очередь, бывают случаи, когда Комиссия ГФС не вовремя принимает решение об отказе в регистрации или о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, исковые требования в таком иске могут быть: 1. Признать бездействие налогового органа (ГФС) по не принятие решение по поданным объяснениями и дополнительными документами о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных противоправным. 2. Обязать ГФС рассмотреть представленные объяснения в соответствии со сроками, определенными законом и сообщить о принятом решении налогоплательщика в сроки, определенные законом. Также, можно попробовать сразу отметить исковым требованием: 2. Обязать налоговый орган (ГФС) осуществить действия по регистрации (зарегистрировать) налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. По нашему мнению, исковое требование об обязательствах ГФС осуществить действия по регистрации (зарегистрировать) налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных при отсутствии решения ГФС об отказе регистрации налоговой накладной является не верным. Скорее всего, при таких исковых требованиях суд удовлетворит исковое заявление частично, признает бездеятельность ГФС противоправным и обяжет ГФС рассмотреть объяснения и приложенные документы в сроки, определенные законом (5 дней). Если было подано исковое заявление с требованиями обязать рассмотреть объяснения с приложениями в течение срока, определенного законом, но после получения искового заявления, и до вынесения решения по делу, комиссия ГФС рассмотрит объяснения и направит налогоплательщику решение об отказе в регистрации налоговой накладной, то истец имеет право до начала рассмотрения дела по существу изменить исковое требование из обязательства рассмотреть объяснения и дополнительные документы в течение срока определенного законом - на обязать налоговый орган осуществить действия по регистрации (зарегистрировать) налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных. Рассмотрение дела «по существу» начинается обычно на первом судебном заседании докладом председательствующего в судебном заседании о содержании исковых требований (ч.1 ст. 135 КАС Украины), и после заслушивания ходатайств участников процесса. В таком случае на первом судебном заседании будет уместно заявить ходатайство об истребовании доказательств (информации) с ГФС о том, на момент судебного разбирательства принято ли какое-либо решение по поданным объяснениям налогоплательщика, с целью выяснения наличия предмет спора (комиссия ГФС могла принять решение, но не направить его налогоплательщику). Получив решение суда об истребовании доказательств, ГФС скорее всего примет решение по поданным объяснением но не будет ждать окончательного решения суда об обязательстве вынести решение. В таком случае налогоплательщик сможет сразу изменить исковые требования на нужные и не подавать еще одно исковое заявление.
Кто должен выступать ответчиком по делу об обжаловании решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки?
Ответчиком по делу должно быть ГФС Украины, поскольку решение об отказе в регистрации налоговой накладной выносится комиссией при ГФС Украины. Рекомендуем привлекать к делу в качестве соответчика или третьего лица Государственную налоговую инспекцию соответствующего района (объединенную ГНИ), поскольку судебное решение, скорее всего, будет выполняться именно ГНИ соответствующего района.
Какие документы необходимо подавать в суд вместе с исковым заявлением?
Министерство финансов Украины, своим Приказом № 567 от 13.06.2017 года утвердило «Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных». В суд в качестве доказательств желательно также подать документы указанные в этом перечне:
договора, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями, переписка с контрагентами;
договора, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления хозяйственной операции;
первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов;
документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.
Дополнительные доказательства (документы) необходимо подавать в суд, чтобы выиграть дело о об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки?
Доказательной базой, кроме документов, указанных в п. «В» ст. 201.16.1 НК Украины, желательно приложить документы, характеризующие деятельность предприятия вообщем:
наличие наемных работников (штатное расписание, копии трудовых книжек, копии трудовых договоров);
наличие основных средств на балансе: компьютеры, транспортные средства, столы, другое производственное оборудование;
наличие других подобных договоров/контрактов (на похожие суммы, товары, услуги), а также подтверждение того, что такие договора/контракты уже были выполнены (договоры, акты выполненных работ, товарно-транспортная накладная, налоговая накладная) документы или действия, которые были совершены с целью выполнения подписанного контракта, по которому регистрируется соответствующая налоговая накладная (к примеру, закупка расходных материалов: цемент, песок, дерево, другое, письма, предварительные договоры, которые подтвердят намерение стороны выполнить договор);
наличие арендованного помещения, прочее.
В определенной степени, можно провести аналогию с доказательствами, которые подаются при обжаловании налоговых уведомлений-решений при признании сделок «ничтожными». Доказательная база поможет истцу опровергнуть позицию фискальной службы в суде по «рисковых» операций, докажет реальность хозяйственной деятельности предприятия и хозяйственной операции, по которой регистрируется налоговая накладная. Отдельно, желательно доказать, что услуга или товар, который покупался покупателем у истца, ему необходим для его деятельности (например, строительная фирма закупает камень и песок). Подтверждением этого может быть выписка из ЕГРПОУ с указанием видов деятельности, а также перечень документов покупателя, подтверждающие его хозяйственную деятельность, покупательную способность, а не фиктивность.
Когда будет зарегистрирована налоговая накладная?
Согласно п. 201.16.4. Налогового кодекса Украины, налоговая накладная/расчет корректировки, регистрация которого в Едином реестре налоговых накладных было остановлено, регистрируется в день наступления одного из следующих событий:
а) принято решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных;
б) вступившее в законную силу решение суда о регистрации соответствующей налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.
Таким образом, положительное решение административного суда, вступившим в законную силу, об удовлетворении иска полностью или частично о том, чтобы обязать Государственную фискальную службу совершить действия по регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (зарегистрировать) в Едином реестре налоговых накладных является основанием для такой регистрации. Решение окружного административного суда вступает в законную силу по истечении десятидневного срока на его обжалование. Если решение суда обжаловано не было, то оно фактически вступает в силу на одиннадцатый день после его вынесения (день вынесения решения не в счет). Если по делу сторона подала апелляционную жалобу, то решение суда первой инстанции вступает в законную силу в день провозглашения своего решения (постановление/постановление/решение) апелляционным судом.
Артем Середа
Налоговый советник
allTax
legal and tax advisers