Контакты:

01001, Украина, г.Киев,

Майдан Независимости, 2

тел. +38 044 229 75 83

Новости

allTax консультирует платежную систему WayForPay в споре с Нацбанком по поводу обновления лицензи...

Закон «О платежных услугах» обязал платежные системы пройти процедуру авторизации (переобновлени...


Подробнее...
allTax отмечена высшей наградой рейтинга Legal 500 EMEA

10 апреля 2019, ведущее издание для юристов Legal 500 EMEA опубликовало ежегодный рейтинг юридиче...


Подробнее...

Семинары

Налогообложение строительных компаний в 2015 году

Антикризисные финансовые инструменты и модели.
Налоговая реформа 2015 года: юридический анализ зак...


Подробнее...
Оптимизация налогообложения предприятия: новое в налоговом кодексе на 2015 год

План семинара:
1. Какие методы оптимизации можно применять в 2015 году, и какие методы являются р...


Подробнее...

Подписаться на новости

1. Является ли акт налоговой проверки документом, который порождает обязанности для налогоплательщика?
По результатам налоговой проверки контролирующий орган составляет акт налоговой проверки или справку. Акт налоговой проверки составляется только тогда, когда контролирующим органом выявлены нарушения налогового законодательства. Если такие нарушения отсутствуют, то составляется справка. Акт налоговой проверки или справка подписывается должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками.

Обращаем внимание налогоплательщиков, что акт налоговой проверки является лишь документом-носителем доказательной информации о выявленных нарушениях, но выводы, которые в нем указываются сами по себе не порождают для налогоплательщика последствий.

Такой вывод изложен в Постановлении Днепропетровского апелляционного административного суда от 20 февраля 2014 года, дело № 2а / 0470/14835/12.
«В свою очередь акт проверки не является решением органа властных полномочий, поскольку акт проверки является служебным документом, подтверждающим факт проведения проверки и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях, а затем акт проверки и выводы, содержащиеся в нем, сами по себе не порождают для налогоплательщика наступления каких - либо юридических последствий и не влияют на его права, обязанности и законные интересы в понимании п. 1 ч. 2 ст.17 Кодекса административного судопроизводства Украины ».
С полным текстом Постановления можно ознакомиться по ссылке http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/37843867
Выводы: акт налоговой проверки не является решением контролирующего органа, а потому не порождает правовых последствий для налогоплательщика.
2. Оспаривается ли акт налоговой проверки в суде?
На практике может сложиться ситуация, при которой контролирующий орган будет нарушать налоговое законодательство Украины во время проведения налоговой проверки и злоупотреблять своими правами. Такие действия работников ГНИ могут вызвать возмущение, а также вызвать желание у добросовестного налогоплательщика, обжаловать их в административном суде. Обращаем внимание налогоплательщиков, что судебная практика исходит из того, что Акт налоговой проверки обжаловать в суд невозможно.
Такую правовую позицию высказал Высший административный суд Украины в своем Постановлении от 27 февраля 2014 года, дело № 805/14381/13-а ( К/800/682/14).
«В соответствии с изложенным, деятельность по составлению актов документальных проверок является служебной деятельностью работников контролирующего органа на выполнение своих должностных обязанностей по сбору доказательной информации о соблюдении налогоплательщиком налоговой дисциплины. Действия должностных лиц контролирующего органа по составлению этого акта не создают никаких правовых последствий в виде возникновения, изменения или прекращения каких-либо прав налогоплательщика, кроме права на предоставление замечаний к акту проверки. Учитывая изложенное, ни акт проверки, ни действия должностных лиц по включению в такого акта определенных выводов не порождают правовых последствий для налогоплательщика, то есть не меняют состояния его субъективных прав и не создают никаких дополнительных обязанностей налогоплательщика. С учетом этого, ни акт проверки, ни действия должностных лиц контролирующего органа о включении в акт определенных выводов не могут нарушать права налогоплательщика. Таким образом, деятельность контролирующего органа по оформлению результатов проверки, в частности по составлению акта проверки и формирования его содержания не может нарушать права и/или охраняемые законом интересы лица в публично-правовых отношениях. В связи с этим, в суд апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения исков налогоплательщиков, если содержанием исковых требований является признание противоправными актов проверки и / или действий контролирующего органа по составлению таких актов или включения в их содержания определенных выводов ».
Полный текст Постановления можно найти по ссылке http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38238349
Выводы: акт налоговой проверки не является решением субъекта властных полномочий в понимании статьи 17 КАСУ, а поэтому не может быть обжалован в суде. В удовлетворении иска об обжаловании Акта налоговой проверки будет отказано. Если исковое заявление «О признании Акта налоговой проверки противоправным и его отмене» уже подано, рекомендуем налогоплательщикам подать в суд заявление «Об оставлении искового заявления без рассмотрения», или заявление «Об отказе от иска».
3. Каким образом можно обжаловать Акт налоговой проверки?
В соответствии со ст. 86.7. Налогового кодекса Украины, в случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета такого налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указанные в замечаниях), и плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 Налогового кодекса Украины для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик отмечает в возражениях.
В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, контролирующий орган обязан уведомить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.
Согласно ст.44.6 Налогового кодекса Украины, если налогоплательщик по окончании проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки предоставляет документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, не предоставленные во время проверки (в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 44.7 этой статьи), такие документы должны быть учтены контролирующим органом при рассмотрении им вопроса о принятии решения.
Согласно ст.44.7 Налогового кодекса Украины, в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки налогоплательщик имеет право предоставить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности.
Выводы: Акт налоговой проверки обжалуется путем представления в контролирующий орган по основному месту учета своих возражений. Возражения на акт налоговой проверки подаются в течение пяти рабочих дней с момента вручения акта налоговой проверки. К возражениям на акт налоговой проверки желательно добавлять все необходимые документы для опровержения обстоятельств, изложенных в Акте налоговой проверки. Приложенные документы обязательно будут учтены контролирующим органом при рассмотрении возражения на Акт налоговой проверки. Налогоплательщик имеет право принимать участие в рассмотрении Возражения на акт налоговой проверки. Об этом необходимо отметить в возражение на акт налоговой проверки.