Контакты:

01001, Украина, г.Киев,

Майдан Независимости, 2

тел. +38 044 229 75 83

Новости

allTax консультирует платежную систему WayForPay в споре с Нацбанком по поводу обновления лицензи...

Закон «О платежных услугах» обязал платежные системы пройти процедуру авторизации (переобновлени...


Подробнее...
allTax отмечена высшей наградой рейтинга Legal 500 EMEA

10 апреля 2019, ведущее издание для юристов Legal 500 EMEA опубликовало ежегодный рейтинг юридиче...


Подробнее...

Семинары

Налогообложение строительных компаний в 2015 году

Антикризисные финансовые инструменты и модели.
Налоговая реформа 2015 года: юридический анализ зак...


Подробнее...
Оптимизация налогообложения предприятия: новое в налоговом кодексе на 2015 год

План семинара:
1. Какие методы оптимизации можно применять в 2015 году, и какие методы являются р...


Подробнее...

Подписаться на новости

Неоднозначные высказывания майнеров криптовалюты касательно неопределенности статуса криптовалюты, убеждает большинство майнеров об отсутствии необходимости платить налоги с майнинга криптовалюты. «Молчание» государственных органов и отсутствие законодательного определения статуса криптовалюты только усиливают такое мнение. Можно ли согласиться с такими высказываниями и стоит ли платить налоги от осуществления майнинга криптовалюты?

Какая правовая позиция государства относительно правового определения криптовалюты?

«Наряду с этим, выпуск виртуальной валюты Bitcoin не имеет какого-либо обеспечения и юридически обязанных по ней лиц, не контролируемый государственными органами власти ни одной из стран. Итак, Bitcoin является денежным суррогатом, который не имеет обеспечения реальной стоимости». (Письмо Национального банка Украины от 08.12.2014 № 29-208/72889). Единственным аргументом государства в отношении непризнания криптовалюты является отсутствие контроля над криптовалютой конкретным государством.

Какие есть аргументы, опровергающие такую ​​позицию НБУ?

С такой позицией Национального банка Украины согласиться нельзя, исходя из следующего. Согласно ч. 4 ст. 56 ЗУ «О Национальном банке Украины», нормативно-правовые акты Национального банка издаются в форме постановлений Правления Национального банка, а также инструкций, положений, правил, утверждаемых постановлениями Правления Национального банка. Они не могут противоречить законам Украины и другим законодательным актам Украины и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они согласно закону смягчают или отменяют ответственность. Учитывая тот факт, что положение ч. 4 ст. 56 ЗУ «О Национальном банке Украины» не признают Письма НБУ нормативно-правовым актом; Письмо НБУ подписано не главой НБУ, а Заместителем директора Генерального департамента денежно-кредитной политики, - можно сделать вывод о том, что письмо НБУ не является нормативно-правовым актом НБУ и не может быть использовано как норма права.

Как трактуют суды майнинг криптовалюты?

Рассмотрим спор двух физических лиц, который рассматривался Дарницким районным судом Киева (дело № 753/599/16-ц) об обязательстве передачи в натуре определенного количества криптовалюты «Bitcoin» за выполнение определенных работ. Правовая аргументация суда по делу: «Согласно ст. 179 ГК Украины вещью является предмет материального мира, относительно которого могут возникать права и обязанности . . . Согласно письму Национального банка Украины 08.12.2014 № 29-208/72889 об отнесении операций с "виртуальной валютой/криптовалюта" Bitcoin "(Bitcoin) к операциям по торговле иностранной валютой, а также наличии оснований для зачисления на текущий счет в иностранной валюте физического лица иностранной валюты, полученной от продажи Bitcoin, указал о том, что выпуск виртуальной валюты Bitcoin не имеет какого-либо обеспечения и юридически обязанных по ней лиц, не контролируемой государственными органами власти ни одной из стран. Итак, Bitcoin является денежным суррогатом, не имеет обеспечения реальной стоимости. Деятельность по купле-продаже Bitcoin за доллары США или другую иностранную валюту имеет признаки функционирования так называемых «финансовых пирамид» и может свидетельствовать о потенциальной вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем ... Законным платежным средством, согласно ст. 192 ГК Украины, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины - гривна. Иностранная валюта может использоваться в Украине в случаях и в порядке, установленных законом».

Какое решение вынес Дарницкий районный суд. Киева по делу № 753/599/16-ц о взыскании с ответчика определенного количества криптовалюты «Bitcoin»?

«Суд, учитывая общие положения о способах защиты нарушенного права и судебное решение, не может обязать ответчика передать истцу вещи, которые не имеют признаков материального мира. В удовлетворении исковых требований ЛИЦО_2 к ЛИЦО_3 о обязательстве передать товар в натуре, - отказать». Фактически, суд ссылается на Письмо НБУ, как на единственный документ действующего законодательства, который дает хоть какое-либо разъяснение понятия криптовалюта.

Что стало причиной отказа в удовлетворении иска и какие бы обстоятельства помогли бы выиграть судебный процесс истцу?

К сожалению, в этом деле, исковые требования были сформированы не верно. Если бы предметом иска было бы  не «Выполнение обязательства в натуре, - фактический долг передать Bitcoin», а «взыскании денежных средств по договору подряда», суд мог удовлетворить такой иск с учетом доказательной базы, приведенной истцом. Важным доказательством в таком деле могло стать заключение эксперта, который бы оценил стоимость криптовалюты «Bitcoin» на момент возникновения обязательства его передать. Тогда суд мог отталкиваться от определенной оценочной стоимости криптовалюты «Bitcoin», ссылаясь на заключение эксперта, удовлетворить иск и взыскать с ответчика определенную сумму денежных средств в гривне.

Есть ли майнинг криптовалюты предпринимательской деятельностью?

С целью предоставления ответа на этот вопрос необходимо внимательно проанализировать положения Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХК Украины). Так, положения ч. 1 ст. 1 ХК Украины, под хозяйственной деятельностью понимает деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. В свою очередь, положения ч. 2 ст.1 ХК Украины, отмечают, что хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства - предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность). То есть, законодатель определил критерии, согласно которым можно определить есть ли определенная деятельность хозяйственной и предпринимательской, а именно: а) деятельность для достижения экономических и социальных результатов; б) цель - получение прибыли.

Учитывая, что майнинг криптовалюты осуществляется с целью достижения экономчних резуьтатов и имеет целью получение прибыли, то соответственно д ч. 1 и 2 ст. 1 ХК Украины, майнинг криптовалюты является обычной предпринимательской деятельностью.

Какие дополнительные аргументы в пользу того, что майниг криптовалюты является предпринимательской деятельностью?

Положения ч. 1 ст. 42 ХК Украины, определяют, что предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Учитывая, что для майнинг криптовалюты присутствуют обязательные элементы для предпринимательства: самостоятельность, инициативность, системность, риск, то майнинг криптовалюты является предпринимательской деятельностью. В свою очередь, ч. 1 ст. 43 ХК Украины, говорит о том, что предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Аргументом в пользу майнера криптовалюты является то, что разрешено все, что не запрещено законом. Положения ч. 2 ст. 43 ХК Украины определяет, что особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами. Аргументом для майнер криптовалюты, в таком случае является то, что, если законом не установлены особенности деятельности для майнинга, поэтому майнинг криптовалюты может осуществляться на общих основаниях. Из ч. 3 ст. 43 ХК Украины, которая отмечает, что перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно законом, можно сделать вывод, который будет дополнительным аргументом для майнеров криптовалюты, если законом не установлено обязанности лицензировать майнинг или запрета заниматься майнингом, то майнинг может осуществляться на общих основаниях.

Может теневой майнинг криптовалюты подпадать под легализации доходов полученных преступным путем?

Положения ч. 1 ст. 209 Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины), говорят о том, что совершение финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения общественно-опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или иного имущества или владения ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождения, перемещения, изменение их формы (преобразования), а так же приобретение, владение а ибо использование средств или иного имущества, полученных в результате совершения общественно-опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет с конфискацией имущества. Отмечаем, что в то время как действующее законодательство Украины не содержит положений о том, что такое майнинг криптовалюты и отсутствует официальное определение статуса криптовалюты, действующий уголовный кодекс дает широкие понятия, которые все же смогут «подогнать» операции с майнинга криптовалюты положениям ст. 209 УК Украины. Так, обмен одной криптовалюты на другую, или обмен криптовалюты на деньги будет расцениваться как «совершение финансовой операции», даже при официальном отсутствии понятия «криптовалюта». Сама по себе криптовалюта легко подходит под понятие «иное имущество» поскольку, такой термин в понятии ст. 209 УК Украины является довольно широким. Учитывая, что наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 209 УК Украины, довольно сурово, а именно лишение свободы от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества, майнеру криптовалюты, который строит масштабную «Bitcoin-ферму», - стоит задуматься об осуществлении майнинга криптовалюты легально.

Варианты осуществления майнинга криптовалюты легально?

Вариант 1 - подавать ежегодную налоговую декларацию об имущественном состоянии как физическое лицо, указывая в ней доходы от операций с криптовалютой без регистрации ФЛП. Вариант 2 - зарегистрироваться как ФЛП или создать юридическое лицо, например ООО.

Является ли отсутствие КВЭД для майнеров препятствием в осуществлении ими майнинг или признания такой деятельности незаконной?

Положения ч. 1 ст. 44 ХК Украины, отмечают, что предпринимательство осуществляется на основе свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности. Аргументом для майнера криптовалюты, в таком случае, будет то, что виды предпринимательской деятельности выбираются майнером по своему усмотрению. Учитывая отсутствие прямого запрета, осуществление майнинг является легальным.

Какие КВЭД выбрать для майнинга криптовалюты?

Майнеры могут выбрать следующие КВЭД (код вида экономической деятельности) для майнинг: 63.11 Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность; 63.99 Предоставление других информационных услуг, н.в.и.у .; 62.01 Компьютерное программирование; 62.09 Другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем. Конечно, эти КВЭДы не являются идеальными, но наиболее возможными для осуществления деятельности по Майнинг.

Какие КВЭД выбрать манерам, которые дополнительно осуществляют другие операции с криптовалютой кроме майнинга (например, трейдинг): 64.99 Предоставление других финансовых услуг (кроме страхования), н.в.д.г. (другие финансовые услуги, связанные прежде всего с размещением финансовых средств (кроме предоставления займов); факторинговые услуги; оформление свопов, опционов и других хеджинговых операций; деятельность компаний, которые занимаются урегулированием в форме обеспечения; инвестиционная деятельность за свой счет, например, деятельность венчурных компаний, инвестиционных клубов и т.д.; 65.23 Другие финансовое посредничество; 66.12 Посредничество по договорам по ценным бумагам или товарах;  66.30 Управление фондами.

Отмечаем, что количество КВЭД не ограничен, поэтому можно регистрировать больше КВЭД, чем потом объяснять, что такой вид деятельности входил в «единого налога».

После выбора КВЭД и регистрации ФЛП или ООО, необходимо заполнить заявление на «единый налог» и подать его в Государственную налоговую инспекцию соответствующего района. Заявление «на единый налог» можно подать вместе с заявлением на регистрацию ФЛП или ООО, и государственный регистратор (или нотариус) напривит его в налоговую самостоятельно.

Все ли КВЭД можно осуществлять майнеру криптовалюты на едином налоге?

На едином налоге можно осуществлять не все КВЭД. Примером может быть КВЭД 65.23 Другое финансовое посредничество, который можно осуществлять исключительно на общей системе налогообложения.

Какую группу налогообложения лучше выбрать майнеру?

Учитывая, что государственные органы не желают признавать деятельность по майнингу легальной (Письмо НБУ 8.12.2014 № 29-208/72889), при создании «Bitcoin-фермы» или другой структуры по майнингу криптовалюты необходимо выбирать простые организационно-правовые формы и формы налогообложения, которые смогут понять правоохранительные и налоговые органы. Примером может быть третья группа налогообложения на едином налоге. По нашему мнению она идеально будет подходить для манинга криптовалюты и позволит максимально избежать недоразумений с налоговыми органами.

Какие ставки налогов для майнеров 3-й группы налогообложения?

1) годовой лимит дохода - дo 5 000 000 гривен.

2) ставка налога - 3% (плательщики НДС) тa 5% (неплательщик НДС).

3) лимиты количества наемных работников НЕТ.

4) уплата ЕСВ за месяц 819, 06 гривен (размер ЕСВ зависит от размера минимальной зароботнной платы, и увеличивается пропорционально минимальной заработной платы). ЕСВ уплачивается до 19 числа месяца следующего после завершения квартала.

Как майнеры криптовалюты могут помочь государству быстрее принять решение о легализации майнинга?

На самом деле, каждый вид предпринимательской деятельности создает определенную правовую культуру, и майнеры криптовалюты не является исключением. Нежелание регистрировать предпринимательскую деятельность по майнингу криптовалюты и платить налоги приводит к соответствующей реакции государственных органов. «Прибыль получают, а налоги не платят!» Такая ситуация приводит к постоянным обыскам «Bitcoin-ферм» и майнеров криптовалюты, изъятие оборудования для майнинга, ограничения административными методами ввоза на таможенную территорию Украины оборудования для майнинга при отсутствии официального запрета. В случае, если бы майнеры криптовалюты легализировали свою деятельность и зарегистрировались бы субъектами предпринимательской деятельности (СПД, ООО, прочее), подавали налоговую отчетность, не применяли бы сложных и непонятных схем для налоговых органов в понимании их хозяйственной диятельности, подавали налоговую отчетность систематически платили налоги с майнинга криптовалюты - государство скорее пошла бы на легализацию майнига. Представьте себе ситуацию при которой налоговые органы, проводя системную аналитику налогоплательщиков и сумм денежных средств, поступающих в государственный бюджет, обнаружили бы, что майнеры криптовалюты оплатили больше налогов чем компании ИТ-сектора. В таком случае вопрос по легализации майнинг в Украине был бы решен быстрее.

 адвокат, Артем Середа

 партнер allTax юридические и налоговые советники