Контакты:

01001, Украина, г.Киев,

Майдан Независимости, 2

тел. +38 044 229 75 83

Новости

allTax консультирует платежную систему WayForPay в споре с Нацбанком по поводу обновления лицензи...

Закон «О платежных услугах» обязал платежные системы пройти процедуру авторизации (переобновлени...


Подробнее...
allTax отмечена высшей наградой рейтинга Legal 500 EMEA

10 апреля 2019, ведущее издание для юристов Legal 500 EMEA опубликовало ежегодный рейтинг юридиче...


Подробнее...

Семинары

Налогообложение строительных компаний в 2015 году

Антикризисные финансовые инструменты и модели.
Налоговая реформа 2015 года: юридический анализ зак...


Подробнее...
Оптимизация налогообложения предприятия: новое в налоговом кодексе на 2015 год

План семинара:
1. Какие методы оптимизации можно применять в 2015 году, и какие методы являются р...


Подробнее...

Подписаться на новости

Учитывая юридическую неопределенность официального статуса криптовалюты в Украине, может возникнуть логичный вопрос: «Какие могут быть налоговые проверки того, что государством не определено?». Но так ли это на самом деле? Действительно ли налоговые и правоохранительные органы не могут проверять лиц, осуществляющих майнинг криптовалюты только по причине отсутствия законной определенности майнинга криптовалюты?  

Могут ли налоговые и правоохранительные органы проверять майнеров криптовалюты?

Отмечаем, что налоговые проверки майнеров криптовалюты могут проводиться работниками Государственной фискальной службы (далее - ГФС) в не зависимости от того, являются ли они официально зарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности или нет. Проверять могут как физических так и юридически лиц. Отсутствие официальной регистрации только предоставляет дополнительные оснований для проведения налоговой проверки, и после ее проведения, лишь подтверждает уклонение майнера криптовалюты от уплаты налогов.

Какие виды налоговых проверок чаще всего проводят у майнеров криптовалюты?

Наиболее распространенными вариантами налоговых проверок майнеров является документальная или фактическая налоговая проверка. При документальной налоговой проверке работники ГФС смогут проверить зарегистрировано ли лицо, осуществляющее майнинг криптовалюты субъектом предпринимательской деятельности, а также своевременность, достоверность, полноту начисления и уплаты налогов и сборов, и надлежащее оформление наемных работников (п. 75.1. 2 НКУ). При фактиний налоговой проверке, могут устанавливаться обстоятельства соблюдения майнером криптовалюты законодательства по обращению наличных средств, порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, оформления трудовых отношений с наемными лицами (п. 75.1.3 НКУ).

Какие основания для проведения налоговой проверки майнера криптовалюты?

Существует несколько оснований для проведения налоговой проверки майнеров криптовалюты. Самым распространенным основанием является проведение налоговой проверки майнера криптовалюты в рамках уголовного производства на основании постановления следственного судьи (п. 78.1.11 НК Украины). Важным условием для проведения такой проверки является наличие уголовного производства, внесенного в Единый реестр досудебных расследований в отношении того майнера криптовалюты, которого хотят проверить правоохранительные органы. В случае, если уголовное производство расследуется в отношении другого майнера криптовалюты, скорее всего, следственный судья не даст разрешение на проведение налоговой проверки, майнера криптовалюты, который не является фигурантом уголовного производства.

Имеют ли право работники налоговой милиции принимать участие в проведении налоговой проверки майнера криптовалюты?

В соответствии с положениями п. 78.3 НК Украины, работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, проводимых контролирующими органами, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или осуществлением уголовного производства в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц налогоплательщиков), находящихся в их производстве. Фактически, если налоговая проверка проводится не в рамках уголовного производства, то работники налоговой милиции не имеют права принимать в ней участие. 

Могут ли изымать оборудование для майнинга во время налоговой проверки?

Налоговый кодекс запрещает работникам ГФС изымать документы или другое оборудование в рамках налоговой проверки. Исключением может быть проведение обыска и выемки в рамках уголовного производства и на основании постановления следственного судьи.

Как оформляются налоговые проверки майнеров криптовалюты?

Результаты налоговых проверок майнеров криптовалюты оформляются актом или справкой. В случае наличия нарушений налогового или иного законодательства, которые были выявлены во время налоговой проверки, - работниками ГФС составляется Акт налоговой проверки. В случае отсутствия каких-либо нарушений, - составляется справка (п. 86.1 НКУ).

Существует ли судебная практика по налоговым проверкам майнеров криптовалюты?

Примером проведения налоговой проверки на основании решения следственного судьи является Постановление Деснянского районного суда г.. Чернигова от 20 июля 2015 года, дело № 750/7009/15-к «Отделом Управления службы безопасности Украины в Черниговской области проводится досудебное расследование в уголовном производстве № 22014270000000058 , по по ч.1 ст. 205 УК Украины. В ходе досудебного расследования установлено, что 25.12.2013 года было создано ООО «БИТ-НЕТ» (код ЕГРПОУ 39038005., Г. Чернигов, ул. Щорса, 78) с целью изготовления и эмиссии криптовалюты «Bitcoin», выпуск и оборот которой на территории Украина запрещен, согласно ч. 2 ст. 32 Закона Украины «О Национальном банке Украины». В ходе досудебного расследования возникла необходимость в проведении документальной внеплановой налоговой проверки деятельности ООО «БИТ-НЕТ» с целью проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налоговых сборов (обязательных платежей), начиная с 01.01.2014 по 01.01.2015 года. Согласно ст.78.1.11 Налогового Кодекса Украины, документальная внеплановая проверка осуществляется, в частности, если получено решение суда (следственного судьи) о назначении проверки, вынесенное им в соответствии с законом.

Какое Определение вынес следственный судья Деснянского районного суда г.Чернигова 20 июля 2015 года?

«С представленного следователем ходатайства усматриваются достаточные основания полагать, что назначение проверки необходимо для выяснения обстоятельств расследуемого уголовного преступления».

Ходатайство - удовлетворить. Предоставить разрешение на проведение документальной внеплановой налоговой проверки деятельности ООО «БИТ-НЕТ» (код ЕГРПОУ 39038005., Г. Чернигов, ул. Щорса, 78) за период с 01.01.2014 года по 01.01.2015 года, в течение 15 рабочих дней, с целью проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налоговых сборов (обязательных платежей), проведение которой поручить Главному управлению Государственной фискальной службы Украины в Черниговской области».

ВНИМАНИЕ: отсутствие информации в решении суда о разрешении на изъятие имущества.

Защищает ли государство легальный майнинг криптовалюты и какие есть аргументы для майнеров выйти из «тени» и легализовать свою деятельность?

Положения ч. 3 ст. 47 ХК Украины ("Общие гарантии прав предпринимателей"), отмечают, что государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления у предпринимателя основных и оборотных фондов, иного имущества допускается в соответствии со статьей 41 Конституции Украины на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Определив, что государством гарантируется защита прав предпринимателей, майнерам следует задуматься о легалезации своей деятельности и выхода из тени. Фактически, легальный майниг позволяет увеличить шансы предпринимателя на сохранение своего оборудования для майнинга в случае незаконных посягательств налоговых органов. В том случае, когда майнинг осуществляется без регистрации субъектом предпринимательской деятельности, майнеру будет трудно объяснить происхождение оборудования для майнинга, цель его установления, причину осуществления майнинга без регистрации предпринимателем и тот факт, что майнинг не является легализациею доходов полученных преступным путем (ст. 209 Уголовного кодекса Украины) или деятельностью с целью финансирования терроризма.

Возможно ли легальному майнеру возместить убытки, причиненные незаконными налоговыми проверками и изъятием оборудования?

Положения ч. 4 ст. 47 ХК Украины, отмечает о том, что убытки, причиненные предпринимателю вследствии нарушения гражданами или юридическими лицами, органами государственной власти или органами местного самоуправления его имущественных прав, возмещаются предпринимателю в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины и другими законами. Фактически, легальный майниг обеспечивает право предпринимателя на возмещение убытков, причиненных правоохранительными и налоговыми органами (например, потеря прибыли в связи с изъятием оборудования для майнинга). В таком случае можно ставить вопрос о возмещении имущественного ущерба, морального вреда, упущенной выгоды. Подчеркиваем, что положение ч. 4 ст. 47 ХК Украины, не распространяется на лиц, осуществляющих майнинг без регистрации субъектом предпринимательской деятельности (СПД, ООО, прочее). В таком случаи, взыскать упущенную выгоду в виде недополученного дохода в связи с изъятием оборудования для майнинга фактически будет невозможно.

Как рассчитать упущенную выгоду в связи с изъятием оборудования для майнинга криптовалюты?

Даже осуществляя майнинг легально, предпринимателю будет сложно доказать свои убытки в виде недополученной прибыли. В таком случае, доказательной базой может быть полученный доход (денежные средства, которые были зачислены майнеру на банковский счет) в течение последних 12 месяцев. Подсчитав общую сумму за вышеупомянутый период и разделив ее на 12, майнер сможет получить средний доход за один месяц, что может стать дополнительным аргументом для суда при взыскании упущенной выгоды вследствие изъятия оборудования правоохранительными и налоговыми органами. Например, в марте прибыль составила 12 000 гривен, апрель - 5000 гривен, май-август - 9000 гривен, сентябрь-декабрь - 0 гривен (оборудование не работало), январь-февраль - 19000 гривен. Расчет должен выглядеть следующим образом: 12 000 + 5000 + 9000 + 9000 + 9000 + 9000 + 0 + 0 + 0 + 0 + 19000 + 19000 = 91000 гривен - общая сумма годового дохода. 91000 разделив на 12 = 7583 гривны - средний доход в месяц. Если оборудование для майнинга было изъято в течение 6 месяцев, то 7583 умножить на 6 = 45 498 гривен. Именно такую сумму можно просить суд взыскать с государства в качестве компенсации за упущенную выгоду. Дополнительным аргументом для суда будет размер уплаченных налогов майнером от осуществления такой деятельности. Показав свои доходы за последние 12 месяцев, предоставив квитанции о оплаченных надлежащим образом налогов, позволят суду посмотреть на майнера как на добросовестного налогоплательщика, права которого нарушены.

Можно ли готовить исковые требования о возмещении вреда и взыскании упущенной выгоды в криптовалюте «Bitcoin»?

Действующее законодательство Украины не устанавливает ограничений относительно формулировки исковых требований. Законодатель определяет только обязательные требования к самому исковому заявлению (ст. 175 ГПК Украины, ст. 162 ХПК Украины). На практике встречаются случаи предъявления исков о взыскании убытков, упущенной выгоды в криптовалюте «Bitcoin». Отмечаем, что любые исковые заявления, направленные в суд о взыскании с государства или других лиц убытков «в натуре», например, в криптовалюте «Bitcoin», не будут удовлетворены судом. Несмотря на то, что криптовалюте присущи все признаки «имущества», судебные органы не готовы признавать ее платежным средством или имуществом при отсутствии прямого ее законодательного определения. Подобное решение об отказе во взыскании убытков в криптовалюте «Bitcoin» было вынесено Дарницким районным судом. Киева по делу № 753/599/16-с. Поэтому лучше оценить ущерб или упущенную выгоду в национальной или иностранной валюте и именно в ней заявить свои исковые требования.

Как защитить легальную «Bitcoin-ферму» и других майнеров криптовалюты от незаконных налоговых проверок, обысков и выемок?

Стоит внимательно проанализировать положения ч. 1 ст. 206 УК Украины, которая отмечает, что противодействие законной хозяйственной деятельности, то есть противоправное требование прекратить заниматься хозяйственной деятельностью или ограничить ее, заключить соглашение или не выполнять заключенное соглашение, выполнение (невыполнение) которых может причинить материальный ущерб или ограничить законные права или интересы того, кто занимается хозяйственной деятельностью, соединенное с угрозой насилия над потерпевшим или близкими ему лицами, повреждение или уничтожение их имущества или захват целостного имущественного комплекса, его части, зданий, сооружений, земельного участка, объектов строительства, других объектов и незаконное прекращение или ограничение деятельности на этих объектах и ​​ограничение доступа к ним при отсутствии признаков вымогательства, - наказывается штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Учитывая, что в соответствии с положениями ст. 42 ГК Украины, легальный манинг криптовалюты не отличается от другой предпринимательской деятельности, то легального майнера защищает ст. 206 УК Украины, от незаконных посягательств правоохранительных органов. Так, например, ч. 1 ст. 206 УК Украины, содержит формулировку «требование прекратить заниматься хозяйственной деятельностью или ограничить ее». Незаконная налоговая проверка, обыск в помещении «Bitcoin-фермы», выемка оборудования для майнинга криптовалюты есть не что иное, как ограничение законной хозяйственной деятельности. Подчеркиваю, что ч. 1 ст. 206 УК Украины, гарантирует защиту только законной хозяйственной деятельности. Осуществление майнинга без государственной регистрации в органах как физическое лицо-предприниматель или без регистрации юридического лица, - будет расцениваться как незаконная хозяйственная деятельность, на которую положения ч. 1 ст. 206 УК Украины распространяться не будут.

Дополнительным аргументом для защиты легальных майнеров криптовалюты может быть ч. 3 ст. 206 УК Украины, которая «усиливает» ответственность за противодействие законной хозяйственной деятельности, совершенной должностным лицом с использованием служебного положения, под понимание которого подпадают фактически все работники правоохранительных и налоговых органов, которые могут препятствовать майнерам криптовалюты.

адвокат, Артем Середа

партнер allTax юридические и налоговые советники